В России начался переход на онлайн-тахографы: что это такое?

Что такое онлайн тахограф

Приказ Минтранса от 28.10.2020 N 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» с 1 сентября 2022 года претерпел изменения. Нововведение коснулось внедрения такого технического оснащения, как онлайн-тахограф.

Насколько удобен подобный прогресс, и чем будут полезны онлайн-тахографы для владельцев транспортных организаций и простых водителей автобусов и грузовых машин, рассмотрим ниже.

Что такое онлайн-тахограф?

Онлайн-тахограф – оборудование, которое связано с телематическим сервером, куда происходит передача данных о режиме труда и отдыха, сведений о скоростном режиме водителя в режиме реального времени. Устройство имеет модуль автоматической передачи информации по совершившимся нарушениям с помощью мобильной связи в единую информационную систему «Тахографический контроль».

Онлайн-тахографы визуально сходны западными смарт-тахографами, которые также нацелены на защиту водителей от переработок сверх нормы и снижение дорожных аварий. Но имеется существенное различие – информация с онлайн-тахографа имеет юридический аспект.

Эта возможность обеспечивается возможностями СКЗИ. Устройство шифрует документацию, которая сопровождается электронной подписью. Подбирать ключ ЭП вручную не имеет смысла, поскольку он снабжен уникальным набором символов. Данный функционал будет задействован для возможности оформления штрафов в режиме онлайн как на водителей, так и на собственников транспортного средства.

В случае отсутствия связи тахограф не прерывает запись и при появлении сигнала передает сведения в единую информационную базу.

Следует ли установить онлайн-тахографы с сентября 2022 года? Когда ожидать прихода автоматических штрафов?

Пора ли заменить имеющиеся тахографы на онлайн оборудование уже сейчас? Новый проект приказа содержит пояснительную записку, которая содержит разъяснение о добровольном переходе на новые тахографы. Уже установленное оборудование может использоваться до конца срока службы (до 10 лет). Нововведение затрагивает лишь новые авто.

Контролирующий орган заверил, что во время перехода на новое оборудование штрафов можно не бояться. Алексей Двойных, генеральный директор Агентства автотранспорта, высказался о необходимости предварительного тестирования работоспособности информационной системы, ее связи с тахографами и устранения неполадок в предварительном проекте и лишь потом применять штрафные санкции  и рекомендовать всеобщее внедрение.

Вывод

Но не все так гладко, как кажется. Многие эксперты высказываются о том, что понести финансовые затраты на приобретение онлайн-тахографов все же придется. Вполне вероятно, что через какое то время перевозчиков все же обяжут установить новые версии устройств.

Но в то же время возникает мнение, что необходимость внедрения онлайн-тахографов будет перенесена или вовсе отпадет. Поскольку нынешняя экономическая ситуация совершенно не располагает к чрезмерной нагрузке на бизнес.

Изображение от Freepik