Что делают бывшие иностранные автозаводы в России?
В последние годы российская автомобильная промышленность понесла более серьезные потери, чем большинство других отраслей экономики. Основной причиной кризиса стал массовый уход международных автоконцернов, которые либо прекратили работу своих предприятий, либо выставили их на продажу.
Как покидали Россию мировые автобренды?
Еще в 2021 году свыше 70% из 1,34 млн автомобилей, выпущенных в России, собирались на заводах иностранных производителей – 21 предприятие, принадлежавшее десяти глобальным корпорациям.
Однако уже к середине 2022 года объемы производства сократились в три раза, достигнув минимального показателя в 450 тыс. легковых автомобилей. Дефицит комплектующих вынудил даже «АвтоВАЗ» временно остановить конвейеры. Прекращение поставок иномарок и уход более десяти компаний привели к тому, что оставшиеся игроки заняли выжидательную позицию в ожидании стабилизации обстановки.
Судьба завода Toyota в Санкт-Петербурге
Проработав свыше 15 лет, предприятие завершило свою деятельность осенью 2022 года. Сотрудникам выплатили компенсации в размере 12 окладов, а производственные мощности законсервировали. В марте 2023 года стало известно, что бывший автозавод в Шушарах приобрел ФГУП НАМИ, передав его под управление концерну «Алмаз-Антей». Новые владельцы планировали наладить выпуск гражданских автомобилей, включая модели «Аурус» и электрокроссовер E-Neva.
Однако из первоначального коллектива в 2000 человек осталось лишь 40 сотрудников, а запуск производства, запланированный на конец 2024 года, так и не состоялся из-за сложностей в сотрудничестве с китайскими партнерами. В настоящее время современные производственные линии простаивают.
Московский завод Renault
Это предприятие стало одним из первых среди иностранных автопроизводителей, перешедших под контроль московских властей – 68% акций получил научный центр НАМИ. После ухода французской компании остановилась даже сборка моделей Lada, однако в 2023 году здесь возобновили производство Lada Vesta и Lada Largus. Руководство вело переговоры с китайским концерном FAW о выпуске кроссовера Lada X-Cross, но ограничилось тестовой партией. На автосалоне в Санкт-Петербурге представили флагманский седан Lada Iskra, однако его серийный выпуск отложен до 2025 года. Сейчас завод выпускает бензиновые и электрические версии китайских моделей JAC.
Калужский завод Volkswagen: смена собственника
Весной 2023 года предприятие перешло к компании «Арт Финанс», ассоциированной с экс-руководителем ГК «Авилон» А. Павловичем и входящей в AGR Automotive Group, которая, по некоторым данным, связана с российскими силовыми структурами. Сделка оценивается в 125 млн евро. Ранее здесь выпускались Škoda Rapid, Volkswagen Polo и Volkswagen Tiguan, но с лета 2024 года планируется наладить производство китайских кроссоверов Chery Tiggo 4, 6 и 8 серий. Эти модели уже поставляются дилерам с российскими VIN-номерами, хотя официально этот факт не афишируется.
Завод Nissan в Санкт-Петербурге
Предприятие возобновило работу, хотя и в ограниченном режиме. Сейчас здесь собирают кроссоверы X-Cite X-Cross 7 и 8, представляющие собой реплики Chery Tiggo. Ни китайский производитель, ни «АвтоВАЗ» публично не комментируют это сходство – формально автомобили продаются под брендом X-Cite в тех же салонах, что и Lada. Сам завод сменил название на «Автозавод Санкт-Петербург», а информация о его текущих владельцах остается неясной.
Уход иностранцев – шанс для российского автопрома?
Несмотря на массовый отток зарубежных производителей, отечественная автомобильная промышленность оказалась перед уникальными возможностями. Как отмечают аналитики рейтингового агентства НКР, сейчас идеальное время для расширения производства, разработки новых технологий и запуска собственных моделей – рынок освободился, а конкуренция значительно снизилась по сравнению с докризисным периодом.
Однако у этой медали есть и обратная сторона: освободившиеся ниши быстро заняли китайские автопроизводители. Качество их продукции за последнее десятилетие существенно выросло, а в борьбе за потребителя компании из КНР активно внедряют передовые технологии и инновационные решения, заимствованные у мировых лидеров рынка.