Беспилотные грузовики
Нельзя отрицать, что революция в сфере грузоперевозок уже идет. Один из признаков – роботизированные тягачи, которые призваны ускорить и удешевить процесс перевозки грузов. Это будущая реальность, которая сможет сделать движение на дорогах безопаснее, а ресурс транспорта более объемным.
Сегодня разработчики интеллектуального разума у машин работают вплотную с передовыми автоконцернами. Сейчас эта ниша пока открыта, но ее уже занимают первопроходцы. И ежедневно конкурентов становится все больше.
Сейчас и классифицируют такие грузовики по-другому. Расскажем обо всем по-порядку, ведь вы могли и не знать, что ваш транспорт уже беспилотный.
Беспилотные грузовики – особенности классификации
Впервые разделили беспилотники в Международном сообществе автомобильных инженеров. Многоуровневая система по их классификации выглядит так:
- Первый уровень
Автомобилю нужен водитель. Однако некоторые функции перекладываются на искусственный интеллект. К примеру, круиз-контроль, который следит за оптимальной скоростью машины. К этой группе принадлежит большинство грузовиков, которые можно встретить на трассах страны.
- Второй уровень
Без сил водителя возможно управление вне трасс. В это время человек может не контролировать руль, не участвовать в процессе парковки. Яркий пример, система Trailer Assis, интегрированная в модели бренда Фольксваген. Она позволяет не просто припарковать авто задним ходом, но сделать это прямо с прицепом.
- Третий уровень
Беспилотное управление возможно в кратковременной перспективе и только по прямой трассе. Пример систем третьего уровня - Platooning. При использовании технологии между собой связываются два автопоезда. Беспроводной контакт обеспечивает парные движения. То есть, второй автопоезд, полностью копирует маневры первого.
- Четвертый уровень
Дистанционное управление дает возможность автомобилю двигаться без человеческого вмешательства. Технология MAN aFAS (адаптация упомянутого выше Platooning) применяется в грузовых авто дорожных служб. Вторая машина зависима от первой. Источником связи становится вай-фай сигнал. С его помощью удается регулировать скорость, маневрировать на кривых и прямых дорогах, останавливать авто. Пока скоростной режим, в котором происходит управление, невысок – в пределах 12 км/ч.
- Пятый уровень
Автономность, к которой стремятся современные технологии. Пока уровень не реализован, т.к. он подразумевает управление полностью без вмешательства человека. Похожий проект, под названием Volvo Vera находится в разработке. Выглядит он очень футуристично.
Какие беспилотники можно найти в продаже?
В уже достигнутых уровнях для беспилотных машин, иностранные автоконцерны предлагают ряд позиций.
- Tesla Semi Truck (США)
Речь идет о беспилотниках третьего уровня, когда ведомый автопоезд повторяет маневры ведущего. Машина демонстрирует высокий рабочий ресурс – до 1 млн. км. Почти до сотни она разгоняется за 5 секунд, имея возможность перевозить до 36 тонн груза.
- Mercedes-Benz Future Truck 2025 (Германия)
Полубеспилотник, в котором водителю все же придется вывезти машину до автострады. Автопилот удастся включить только на трассе.
- Charge (Великобритания)
Всего 4 часа нужно, чтобы произвести этот автомобиль. Его запас хода на электробатарее – до 160 км. Но имеется дополнительная опция, которая увеличивает запас многократно – до 800 км. Поднять такой тягач может от 2 до 26 тонн.
- Einride T/Pod (Швеция)
Грузовое авто с футуристичным дизайном: без окон и кабины. В длину фура составляет 7 м и может везти до 20 тонн. Полный заряд позволяет проехать до 200 км.
Российские автобеспилотники
Российские автоконцерны тоже способны удивить такими необычными машинами. В частности они имеются у КАМАЗа и Эвокарго.
- Эвокарго
Беспилотный грузовик был представлен в 2020 году. В нем нет места человеку, и вообще отсутствует руль. Всем управляет водитель, но дистанционно – через пульт управления. Камеры, установленные под различным углом, дают хороший обзор. Со слепыми зонами борются особые датчики. Скоростной режим небольшой – в пределах 40 км. Батарея с запасом в 200 км.
- КАМАЗ
Машина с необычным названием «Одиссей» имеет видеокамеры, радары, лидары, сонары и пр. привилегии искусственного разума. Благодаря ему удается обеспечить работу авто в сложных дорожных и климатических условиях.
В итоге получается, что беспилотники на дорогах есть уже сегодня. Но иностранцы в этой стезе работают немного активнее, поэтому ярких примеров на их рынке больше. Однако для полноценной работы таких машин требуется капитальная смена инфраструктуры и законодательной базы не только в РФ, но и во всем мире.