Устройства ограничения скорости в грузовиках: нужны ли?

УОС на грузовиках: нужны ли

Существуют требования, обязывающие монтировать УОС (устройство ограничения скорости) на ряде транспортных средств. В частности положения ДОПОГ в этой сфере распространяются на перевозку опасных грузов. При обнаружении нарушений собственнику машины приходится оплачивать значительный штраф.

Функциональные особенности УОС

Установка прибора позволяет предотвратить набор скорости автомобилем сверх заданного предела. Устройство на постоянной основе контролирует режим движения. При превышении ограничений подается сигнал, блокирующий поступление топлива в ДВС. Затем срабатывает клапан, ограничивающий поступление топлива. Дозированная подача позволяет поддерживать движение только в рамках действующего ограничения.

Преимущества, которые дает УОС:

  • снижаются издержки перевозок, связанные с выплатой штрафов;

  • сокращаются шансы возникновения аварийных ситуаций, ДТП, повреждений в пути доставляемых грузов;

  • сокращается нагрузка на трансмиссию, возрастает ресурс дорогостоящих нагруженных узлов.

Нужны ли скоростные ограничители на грузовом автотранспорте?

Автомобилистам нередко приходится наблюдать за рискованными обгонами, совершаемыми дальнобойщиками с небольшим стажем вождения. Начинающие профессионалы за рулем тяжелых магистральных тягачей иногда не осознают степень опасности и потенциальный риск.

Водители фур откровенно «недолюбливают» ограничивающие устройства по еще одной банальной причине – из-за невозможности набора скорости перед преодолением затяжных подъемов на машинах со «слабыми» моторами.

Автомобили последних моделей оснащаются мощными дизельными агрегатами, позволяющими без заметного падения скорости двигаться по участкам с длинными подъемами. Конечно же, необходимо соблюдать требования производителя тягача по допустимой степени загрузки полуприцепа. Наличие круиз-контроля значительно облегчает поддержание заданной скорости и способствует топливной экономичности.

Существует стабильный спрос на такую услугу, как обход работы ограничивающего устройства. За редким исключением это водители, использующие собственные грузовики. Некоторые дальнобойщики, работающие «на себя» стремятся превратить тяжелую технику в спорткар. Есть и собственники крупных компаний, решившие, что УОС негативно отражается на издержках грузоперевозок. Такое мнение складывается после нареканий водителей на многочисленные подъемы, вызывающие необходимости перехода на пониженные передачи и рост расхода дизтоплива.

Несложно найти специалиста, способного отключить устройство. Опасность состоит в конечном результате. Случается, что за отключение выдают обычную перепрошивку ЭБУ силового агрегата. В итоге прибор продолжает действовать, но снимается заложенное ограничение мощности.

Такое вмешательство чревато быстрым износом узлов, возрастанием рисков поломок. Ошибочные действия специалиста, связанные с оптимизацией ПО электронного блока, приводят к нарушению ряда других рабочих параметров. В частности, могут появляться провалы мощности, нередко возрастает «аппетит» мотора.

Есть руководители автопарков, считающие одной из первостепенных практических задач внедрение УОС на технике. Прежде всего, это касается машин, перевозящих опасные грузы.

На ряде автопредприятий действует штрафная система за нарушение ПДД, но даже такие жесткие меры не всегда помогают добиться желаемого результата. Если же водитель посчитает нужным быстро ехать, невзирая на ограничения скорости, всегда найдутся мастера, готовые вмешаться в работу электроники.

Наблюдается заметный рост интереса к «продвинутым» УОС, анализирующим целый ряд факторов. Скорость сбавляется, если человек за рулем не пристегнулся, начал курить или поднес к уху смартфон для разговора. В интеллектуальные устройства закладываются карты, в которых подробно обозначены все участки со скоростными ограничениями, включая дороги, проложенные рядом с учебными заведениями.

С полным основанием эксперты в сфере безопасности дорожного движения считают появление интеллектуального ограничителя значительным продвижением в сторону автоматического управления грузовыми автомобилями. Существенно сокращается значение человеческого фактора, снижается количество ДТП, падают показатели смертности на дороге и дольше служит техника.

При установке на конвейере автозавода ФОС (функции ограничения скорости) нет необходимости заниматься монтажом УОС. Более того, неквалифицированный монтаж, выполненный без допуска автопроизводителя, может нанести значительный ущерб. Возможно замыкание проводки и даже отказ важнейших узлов. Как следствие, происходит утрата  контроля над управлением машины.

Новым технологиям сложно пробивать «место под солнцем». Со временем человечество привыкает к нововведениям и даже не представляет, как можно было без них работать. Это утверждение вполне подходит и к внедрению УОС на транспорте.